|
Главная страница → Театр → Пресс-служба → Пресса о нас → 2014 → Ноябрь → 18 Ноября → Гости из Франции
Гости из ФранцииВыступление ансамбля старинной музыки
«Diabolus in Musica» (Париж, Франция)
зал Театра оперы и балета им. Н.Г Чернышевского
Саратов, 5 ноября 2014 года.
Событие, произошедшее в этот день, можно с уверенностью назвать эпохальным для музыкальной жизни Саратова. Впервые в рамках первого международного фестиваля аутентичной музыки, на сцене саратовского театра оперы и балета выступил французский коллектив, представивший саратовской публике поистине уникальную программу — «Музыка времен Святого Людовика 1214–2014». Для того, чтобы лучше понять содержание этого необычного концерта следует обратиться к истории средневековой Франции XIII века.
Трудно себе представить европейскую историю того времени без имени короля Людовика IX, приобретшего ореол святости еще при жизни и возведенного в ранг святых католической церковью после смерти. По словам французского историка Альбера Гарро «на годы правления Людовика IX Святого (1226–1270) приходиться наивысший подъем французской средневековой цивилизации». В это время доходит до высшей степени совершенства готический стиль в архитектуре, сияют великолепием знаменитые соборы в Реймсе и Амьене, в Париже возведена всемирно известная Святая капелла «Сент-Шанель» — жемчужина мировой готики. Париж при Людовике IX становится своего рода «городом-светочем, а Франция — благословенной страной, пользующейся таким благоденствием, которого не знали многие другие страны в то время».
Растут и богатеют французские города, расцветает французское (в том числе музыкальное) искусство. В Париже успешно действуют школы магистра Леопина (вторая половина XII века) и Перотина Великого (конец XII — начало XIII века), тесно связанные с собором Парижской богоматери. XII-XIII века — время культовой полифонии, расцветшей в городах, светских музыкальных жанров — кондукта и мотета — это так называемая эпоха Ars antiqua (старинное искусство), давшая миру контрапункт.
Сегодня прикоснуться к музыкальным шедеврам средневековья позволяет деятельность многих современных ансамблей старинной музыки, интерес к которой возник в XX веке, особенно после Второй мировой войны. Появляется плеяда музыкантов-исполнителей (так называемых аутентистов), которые стараются воспроизвести старинную музыку в наибольшем её приближении к оригинальным образцам: Арнольд Долмеч, Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, Жорди Саваль. Все они внесли неоценимый вклад в аутентичное движение, интерпретируя музыку прошлых веков на оригинальных инструментах, в оригинальной трактовке, соблюдая исполнительские приемы игры (штрихи, «хорошие» и «плохие» ноты, агогику, динамику, артикуляцию), умея выбирать нужный темп, оснащать и настраивать инструменты, импровизировать, верно орнаментировать нотный текст.
Ансамбль «Diabolus in Musica» — один из лучших современных коллективов Западной Европы, исполняющих средневековую музыку. Кроме того, музыканты ансамбля являются учеными-исследователями, собирающими по крупицам необходимые сведения о старинных манускриптах, музыкальных произведениях прошлых столетий. Как говорит руководитель ансамбля Антуан Гебре, возглавляющий его с момента создания в 1992 году, «нам, нравится эта музыка, она нас вдохновляет, она разговаривает с нами». Материал, который использует ансамбль (большей частью не изученный), хранится в Национальной библиотеке Франции. Более двух тысяч песен «еще не почувствовали на себе касания исследователя». В этой связи следует поправить одну неточность, закравшуюся в текст программки концерта: Тибо IV из Шампани, названный трубадуром, на самом деле был одним из наиболее известных труверов, поэтом-певцом севера и северо-запада Франции, ярким представителем средневековой городской культуры.
Концерт в Саратове с блеском выявил все достоинства аутентичного исполнения. Он прошел «на одном дыхании», практически без остановок — лишь на время музыка прерывалась короткими пояснениями Антуана Гебре. Сам он играл на романской арфе, берущей свое начало в Великобритании VII века, в XII веке «приехавшей» на континент, и тут же «захватившей» Францию. Основу программы составили шесть кондуктов для различного состава исполнителей (от одного до трех).
Бoльшая часть исполненной программы — песни различного содержания (от призывающих совершить крестовый поход до посвященных Святому Людовику, Марии и архангелу Гавриилу). Особенно трогательным в программе концерта было ощущение того, что в XII веке люди испытывали те же чувства, те же страхи и желания, что и сегодня. «Мы никак не трансформируем текст манускриптов», — говорят музыканты, — «ничего не добавляем, не дописываем; мы уважаем музыку такой, какой она была, и хотим такой же повторить ее сегодня». Прекрасные голоса вокалистов (тенор, бас-баритон, бас), проникновенная теплота, с которой исполняли Рафаэль Булей, Эммануэль Вискорски, Филипп Рош и Антуан Гебре песни далекого прошлого, буквально завораживали аудиторию, погружая ее в атмосферу гармонии средневековья.
Нельзя не отметить потрясающе теплый прием саратовской публики. Все разошлись с надеждой на продолжение доброй традиции, и проведения подобных концертов в будущем…
|
|
|
|