|
Главная страница → Театр → Пресс-служба → Пресса о нас → 2009 → Июнь → 02 Июня → От Шекспира до гангстеров В Саратове проходит ХХII Собиновский фестиваль
От Шекспира до гангстеров В Саратове проходит ХХII Собиновский фестивальСобиновский фестиваль стартовал на сцене Саратовского академического театра оперы и балета в двадцать второй раз. В качестве спецпроекта фестиваля его худрук дирижер Юрий Кочнев представил практически не звучащие в России партитуры — музыку Яна Сибелиуса к пьесе Шекспира «Буря» и оперетту Жака Оффенбаха «Бандиты» (Les Brigands).
Одна из устоявшихся традиций саратовского «Собиновского» — масштабная музыкальная премьера в день открытия. На предыдущих фестивалях впервые здесь прозвучали «Реквием» Берлиоза и «Те Деум» Брукнера, Пятая симфония Филипа Гласса и партитуры Людвига ван Бетховена — «Победа Веллингтона в битве при Виттории» и оратория «Христос на Масличной горе». В прошлом году состоялась российская премьера Симфонического Евангелия в десяти частях «Совершишася» Алемдара Караманова на тексты Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Худрук фестиваля дирижер Юрий Кочнев не нарушил этой традиции и в нынешнем году, хотя множество обстоятельств мало способствовали воплощению творческих затей.
Дело даже не в экономическом кризисе, ссылаться на который стало банальностью. Как ни парадоксально, именно с размахом реализованный культурный праздник — День славянской письменности, эпицентром которого стал в этом году Саратов, подставил под удар брендовый проект самого Саратова — Собиновский фестиваль. На торжество ушли средства из местного бюджета, и фестиваль, продержавшийся даже смутные 90-е годы, впервые оказался в ситуации, когда должен был свернуть программу.
Но Собиновский чудом открылся, и афиша его вышла не секвестрированной, а даже с праздничным акцентом — балетная труппа Саратовского театра оперы и балета отмечает 80-летие. На юбилейное гала в Саратов съехались солисты Краснодарского театра балета Юрия Григоровича и Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, чья прима-балерина Татьяна Чернобровкина, начинавшая когда-то карьеру в Саратове, выступит в партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Среди участников фестиваля — пианист Денис Мацуев, звезда Саратовской оперы Леонид Сметанников с сольной программой «К 170-летию со дня рождения Мусоргского», знаменитый тенор Владислав Пьявко в оперном гала Passione dell Amore («Страсть любви»), где в дуэтах с ним выступают певицы из разных городов — Анна Викторова (Москва), Ольга Кочнева (Саратов), Елена Авдеева (Красноярск) и Мария Лобанова (Москва). В репертуарных спектаклях Саратовской оперы «Травиата», «Кармен», «Веселая вдова» появятся солисты из Москвы, Одессы, Дрездена.
И все-таки стержнем фестивальной афиши каждый год остаются спецпроекты, которые дирижер Юрий Кочнев готовит, по сути, для разового «фестивального» исполнения, выступая с чистой позиции культуртрегерства. На этот раз выбор дирижера пал на малознакомую в России музыку Яна Сибелиуса к пьесе Шекспира «Буря», написанную в 1925 году. Сибелиус — не единственный композитор, почувствовавший потребность переложить на партитуру шекспировскую фэнтези, считающуюся чуть ли не духовным завещанием поэта: среди его коллег по перу — Перселл, Чайковский, минималист Майкл Найман. Но Кочнев в своей интерпретации подчеркнул скандинавский музыкальный «ландшафт» Сибелиуса — масштабность и строгость формы, четкую внутреннюю логику без пышных сентиментов, «прыгающую» ритмику в изображении «троллевского» лесного мира (волшебного царства Просперо с уродливым Калибаном), «надчеловечность» песен духа Ариэля, отдающих далекими напевами времен мифа (великолепное меццо Лариса Ахметова), впечатляюще прописанные картины природных стихий — накатов волн, вихря бури, стонущего «скрипичного» ветра. Сибелиус написал 36 оркестровых эпизодов с участием хора и солистов, а позже создал на этом материале две оркестровые сюиты. Партитуру Саратовский театр получил из Дании — с вокальными номерами на датском и английском языках и на фестивале представил кардинальное решение, искусно смонтировав музыку Сибелиуса с не прописанным в партитуре поэтическим текстом Шекспира (в русском переводе). К сценическому действию привлекли драматических актеров — худрука Саратовской драмы Григория Аредакова (волшебник Просперо и ведущий), студентов Школы ТЮЗа Анну Богданову (Миранда) и Артема Яксанова (Фердинанд). Изображение зловещего воя ветра досталось Губернскому театру хоровой музыки и Хору Саратовской консерватории. В этом концертно-театральном симбиозе эффектно контрастировали громкие песни Калибана и Стефана и возвышенная мелодекламация юных шекспировских влюбленных, оркестровые картины бушующей природы и грациозная картина кружащихся в воздухе эльфов. Удалось главное — воплотить и «волшебство» шекспировского мира, и прочный симфонический каркас сибелиусовской музыки, строящейся, как мыслил композитор, по принципу разбросанной разноцветной мозаики, обретающей смысл в правильно уложенном изображении.
Еще одной эксклюзивной премьерой фестиваля стала постановка оперетты Жака Оффенбаха «Бандиты», полную партитуру которой театру пришлось собирать буквально по крупицам. Акценты спектакля, созданного режиссером Андреем Сергеевым, художниками Владимиром Арефьевым (сценография) и Александром Арефьевым (костюмы), раскрывают не только авантюрную гангстерскую историю, где влюбленные герои Фражелетто и дочь главы шайки Фиорелла, чтобы достать денег на свадьбу, участвуют в ограблении Гренадской прин цессы и принца Антонио. В Саратовском театре легкомысленный оффенбаховский опус приобрел подзаголовок «Дело о трех миллионах», выдвинув в центр спектакля аморальное представление о краже как о торжествующем прин ципе общества. Силы закона представлены на сцене туповатым жандармским генералом (Александр Багмат), веселящим публику бессмысленными активными появлениями, когда бандиты уже удачно совершили ограбление. Самый яркий персонаж спектакля — проворовавшийся министр финансов в исполнении Виктора Демидова, работающего на грани гэга, с дикой скороговоркой пытающийся впарить премьер-министру Гренады тысячную купюру вместо положенных трех миллионов. В счастливом финале все бандиты, будучи разоблаченными, не попадают, следуя логике, в тюрьму, а получают государственные портфели. Надо заметить, что музыка «Бандитов» никак не соотносится с понятием «забытой партитуры» — это образцовое великолепие французской оперетты: кафешантанные мотивы и прекрасные мелодии, канканы и бурные бандитские ансамбли — сложнейшие по выделке, заставляющие вспомнить вдруг о Россини. И не случайно — Кочнев намеренно выводит партитуру Оффенбаха к жанру оперы-буфф. И именно в этом качестве она обретает особый музыкальный лоск и театральную перспективу. А это и является признаком искусства, марку которого так упорно удерживает Собиновский фестиваль.
Ирина Муравьева
«Российская газета» — Федеральный выпуск №4922 (98)
|
|
|
|