Главная страница → Театр → Пресс-служба → Пресса о нас → 2008 → Май → 15 Мая → Илья Кияненко: Мы не боимся числа «13»
Илья Кияненко: Мы не боимся числа «13»О приближении этого грандиозного события знают все, кто любит театр. На протяжении двадцати лет Саратовский академический театр оперы и балета в конце мая проводит весенний праздник музыки — Собиновский музыкальный фестиваль. Великий тенор Леонид Собинов в 1910–1929 гг., будучи в апогее славы, приезжал на гастроли в Саратов и оставил свой след в музыкальной истории города. Накануне открытия фестиваля мы побеседовали с Ильей Кияненко, директором фестиваля и оперного театра.
Илья Федорович, как начинался Собиновский фестиваль?
Изначально это был «Фестиваль оперного искусства им. Собинова». Начиная с XII фестиваля в 1999 г., он перестал быть чисто оперным и стал называться музыкальным. Рождением оригинальной концепции этот фестиваль обязан своему художественному руководителю — лауреату Государственной премии РФ, народному артисту России Юрию Кочневу.
Многоплановость Собиновского музыкального фестиваля делает его неповторимым. Саратовский праздник исполнительского мастерства отличает многообразие стилей и жанров музыкального искусства — это и оратории, и симфонические произведения. На Собиновском фестивале звучат и произведения, которые Ю. Кочнев называет «перпендикуляр к классической музыке», — рок, эстрада и т.п. И каждый год мы стараемся сохранить это богатство концепции.
А самая главная отличительная черта нашего фестиваля состоит в том, что в его рамках уже десятый год проводится Конкурс конкурсов вокалистов, который не проводится больше нигде в мире. В нем состязаются в вокальном искусстве лауреаты из лауреатов. Конкурс проводится в два тура, но по традиции в нем не принимают участия саратовские исполнители.
С чем связано это ограничение?
Сейчас очень много нареканий на всевозможные конкурсы, как инструменталистов, так и вокалистов. Сидят обычно в жюри педагоги конкурсантов и договариваются между собой: «Ты сегодня моему дай премию, а я завтра твоему дам». У нас этого быть не может в принципе, потому что мы специально так придумали — жюри не знает ни самих конкурсантов, ни их педагогов. И поэтому наш конкурс пользуется очень большим авторитетом. К нам едут с удовольствием, зная, что здесь не будет никаких натяжек: все объективно — как человек звучит, так он и будет оценен. Приезжают конкурсанты из разных стран: Китай, Япония, Корея, США, Италия, Болгария… Для нас не имеет значения, откуда конкурсант.
А как исполнители из других стран узнают о конкурсе?
Первое время, когда конкурс только завоевывал авторитет, мы делали рассылки в посольства разных стран. Теперь мы перестали это делать, поскольку конкурс и так известен. Оставляем сообщения только на информационных сайтах. Все желающие заходят на сайт, смотрят условия и делают заявку.
Огромное количество заявок — наверное, отобрать лучших из лучших непросто?… Как вы это делаете?
Заявки в этом году все еще продолжают активно поступать, уже рассмотрены 67 из них. Жюри конкурса собирается и смотрит, лауреатами каких престижных конкурсов, котирующихся в мире, являются претенденты. Мы выбираем только 12 участников — самых интересных. Но на будущий год обязательно рассматриваем и те заявки, которые поступили на предыдущий с опозданием. Кроме того, есть еще и другой принцип: стараемся подбирать неоднотипные голоса, чтобы были представлены и басы, и баритоны, и тенора, и сопрано. Чтобы нашему зрителю интересно было слушать.
Кто определяет концепцию мероприятия?
Формирует программу фестиваля его художественный руководитель, постоянный и бессменный — уже много лет это Юрий Леонидович Кочнев. Но есть вещи, которые обозначены уже в концепции. Допустим, прописано, что мы каждый год на фестивале должны показывать свежие премьеры. И мы это обязательно делаем. В этом году мы включили три премьеры года: «Бал–маскарад», спектакль-концерт «В стиле ретро» и «Севильский цирюльник». Конкурс вокалистов проводится два вечера. Вот уже пять мероприятий есть. Обязательным пунктом обозначается открытие фестиваля произведением, которое редко исполнялось не только в России, но и в мире. В этом году это будет потрясающее произведение «Совершишася» А. Караманова — симфоническое Евангелие.
А что означает слово «Совершишася»?
Когда распяли Иисуса Христа на кресте, он произнес слово «Совершишася», что означает, «совершилось»: душа вознеслась к небу. Это старославянское слово.
Почему именно это произведение поставили первым?
Мы всегда открываем фестиваль такими значительными произведениями, которые не только редко звучат, но и требуют очень большого исполнительского наполнения. В этом году будут задействованы четыре хора, будут и солисты. Дело еще и в том, что для репетиции значительного произведения нужно много времени и перед фестивалем мы специально не показываем никакие спектакли — готовимся очень тщательно. По сути дела, это очередная премьера театра. А звучит всего один раз и больше не повторяется. Хотя в этом году мы решили осуществить аудио- и видеозапись этого произведения.
Чем отличается публика, присутствующая на фестивале от той, которая посещает спектакли и концерты театра в обычные дни?
Я могу теперь смело сказать, что фестивальная публика как-то сегментировалась, и в основном одна и та же. Конечно, есть какой-то процент людей, приходящих впервые, но поклонников фестиваля мы уже практически знаем. Даже из других городов к нам приезжают одни и те же люди — они получают информацию в Интернете, заказывают там билеты и приезжают.
Это, как правило, взрослые, солидные люди?
Необязательно. Молодежи среди зрителей стало заметно больше. «Перпендикуляры» — один из неотъемлемых элементов концепции фестиваля — тоже играют здесь свою роль. У нас выступали ДДТ, «Чиж и компания», приезжал Юрий Шевчук, Мамонов. Много было выступлений, которые, казалось бы, к классической музыке не имеют никакого отношения. Это интересно современной молодежи, и, приходя на эти представления, она показывает увлеченность театром. Таким образом, прибавляется зритель.
Фестиваль проходит с 18 по 30 мая, то есть 13 дней. Нет ли у вас к этому числу каких-нибудь мистических предубеждений?
Не-ет… (Илья Федорович улыбается). Знаете, наш фестиваль уже на протяжении многих лет проходит в течение 13 дней, и нет никаких проблем. Мы сакральных чисел не боимся!
То есть ничего непредвиденного и курьезного на фестивале не происходит?
С числом 13 можно связать только успех нашего фестиваля. В целом же, курьезных случаев происходит много. В этом году мы спланировали афишу фестиваля, она была уже практически готова, и билеты стали продаваться. Но вдруг один коллектив, который должен был к нам приехать, сообщает, что не сможет этого сделать. В течение одного дня нам удалось организовать замену на не менее талантливый коллектив, а может и более интересный, потому что со свежей премьерой. Впрочем, это тоже говорит об авторитете фестиваля: ведь как только я сделал предложение руководителю, он сразу же согласился приехать. Хотя один день мы и были в шоке, но, как видите, сумели выкрутиться за счет уже сложившейся репутации.
Или, допустим, 94-й федеральный закон говорит, о том, что мы должны проводить всевозможные тендеры и конкурсы — на гостиницы, на приобретение билетов. Сделать это не всегда просто: к нам приезжают лучшие российские музыкальные критики. А они сегодня говорят, что могут приехать, а завтра — не могут. И эти проблемы мы научились разруливать благодаря тому, что Собиновский фестиваль стал саратовским брендом.
Что входит конкретно в Ваши обязанности, как директора фестиваля?
Обеспечить, во-первых, финансовую составляющую события — чтобы хватило денег и на рекламную продукцию, и на то, чтобы оплатить гонорары приглашенным, и на то, чтобы хорошо поселить, и на то, чтобы накормить, встретить, проводить. Всем этим должна заниматься администрация.
Каким образом удается решать финансовые проблемы?
Зарабатываем деньги тремя путями — спонсорская помощь, бюджетное финансирование и продажа билетов. Генеральный спонсор фестиваля — «Бритиш Американ Тобакко Россия». Эта компания славится своими традициями меценатства и нашим спонсором является уже в течение более 10 лет. У нас хорошие партнерские отношения, и нам приятно это сотрудничество. Среди спонсоров Собиновского много уважаемых организаций. Большой список информационных спонсоров, с которыми мы активно работаем. Последнее время на проведение фестиваля некоторую часть необходимых средств предоставляет Правительство. До этого надеялись только на себя и на неизменного генерального спонсора.
В этом году, после юбилейного ХХ фестиваля, наверное, сложно будет удивить искушенную публику?
С каждым годом фестиваль все больше поражает своих гостей новыми подходами и идеями. В этом году у нас очень интересная программа. Ожидается приезд заслуженных мастеров сцены, известных во всем мире исполнителей. Гостей мероприятия ожидает много приятных сюрпризов. Поэтому практически все билеты уже раскуплены. Программа, мне кажется, будет ничуть не менее интересной, чем прошлогодняя. И, как всегда, Собиновский музыкальный фестиваль принесет много открытий и ярких впечатлений.
Центр общественных связей «Саратов» |