|
Главная страница → Театр → Пресс-служба → Пресса о нас → 2007 → Декабрь → 26 Декабря → Балет о танго
Балет о тангоТанец жизни и смерти, любви и ненависти, огня и льда. Это все танго. В минувшие выходные на сцене Саратовского академического театра оперы и балета состоялась премьера балета на музыку Астора Пьяццоллы «Мистерия Танго».
Начинается история в опустевшем кафе на окраине Буэнос-Айреса, где одиноко сидит человек. Он снова и снова возвращается сюда, уносясь мыслями в далекие годы своей молодости, наполненные любовью и танго. Перед его глазами оживают картины прошлого, когда он был непревзойденным танцором. Судьба причудливо тасует свою колоду: сегодня ты герой, а завтра — можешь оказаться изгнанником. Каждый хочет вытянуть счастливый билет. Так и в танцевальном зале. Каждый хотел показать свое искусство, стремился превзойти других в мастерстве исполнения танго. В танце сливались воедино радость и печаль, флирт и магия, страсть и любовь.
Здесь он встретил ее, свою Возлюбленную. Они стали кумирами столицы, были счастливы вместе. Но счастья на всех не хватает. Удача изменила Жигало. Возлюбленная покинула его, друзья отвернулись, на смену белой полосы в жизни пришла темная. Мечты артиста рассыпались как карточный домик. Жигало стремится вернуть Возлюбленную, но это невозможно.
|
Сцена из балета «Мистерия Танго» |
Все также звучит музыка, все также кружатся танцующие пары, но никто не обращает внимания на одинокого человека. Лишь иногда призрачный образ Возлюбленной и мелодия старого танго согревают его душу.
Спектакль резко отличается от традиционных балетов, идущих на саратовской сцене. Создателями этого необычного проекта стали сразу два балетмейстера: руководитель балетной труппы заслуженный работник культуры России Валерий Нестеров и актер, хореограф Саратовского академического театра драмы Алексей Зыков. Такой союз не случаен. Концепция спектакля требовала особого хореографического языка — синтеза неоклассики, модерна, аргентинского танго и свободной пластики.
|
Сцена из балета «Мистерия Танго» |
Музыкальная основа балета — известные и любимые произведения аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, содержащие особый театральный нерв, позволяющий постановщикам в современных условиях экспериментировать с новыми формами, стилями и направлениями. Пытаясь отобразить не буквальное, а поэтическое отражение жизни, раскрывающее психологические состояния героев, их сложные, порой мистические взаимоотношения, авторы спектакля искали новые средства выразительности. В первом действии танцовщицы предстают в туфлях на каблуках, характерных для танго, во втором — выходят на пуантах.
— Использовали как базовые оригинальные движения танго, так и стилизацию, переложение для пальцевой техники, — признается Валерий Нестеров. — Многое придумывали сами, ведь до этого момента, насколько нам известно, никто и никогда не танцевал танго на пуантах. Мы же решились попробовать.
Балетмейстерам удалось создать динамичную по форме, глубокую психологическую драму, основное внимание в которой сосредоточено на противоречии внутреннего мира главного героя (роль Жигало ярко и технично исполнил заслуженный артист России Даниил Курынов) с окружающей действительностью.
В начале спектакля Жигало — пластически цельный, одухотворенный человек, окрыленный любовью и танго. В конце — его образ как бы раздваивается. Жигало вступает в борьбу не только с Судьбой и Неизвестным, но и с самим собой. Проигрывает, но… Появляющийся в финале Мальчик с психологической точки зрения дает надежду на продолжение, на новые встречи, на обретение счастья.
Тема неумолимой Судьбы (инфернальная и строго-холодная Елена Захарова) проникает почти в каждую сцену. Это некая мистическая сила, способная управлять мыслями и поступками людей по одним только ей известным законам и принципам.
Поскольку рождение спектакля начинается со сценария, надо отдать должное смелости автору либретто Валерию Нестерову, населившему балет довольно абстрактными фигурами: Жигало, Возлюбленная, Неизвестный, Судьба, Мальчик. Имена у персонажей отсутствуют, представлены обобщенные характеры, что позволило избежать ненужных бытовых подробностей, выйти из реализма будней на иной символический уровень.
— На мысль сделать главным героем балета Жигало меня натолкнула новелла Сомерсета Моэма «Жигало и Жигалетта», — отмечает Валерий Нестеров. — Жигало — не работник коммерческого секса. Так называли, да и называют, в Европе и США платных профессиональных танцоров, приглашаемых на праздники и всяческие презентации, нанимаемых клубами и ресторанами, в работу которых входило «растанцевать» зал. Мой педагог работал в Австрии, рассказывал о знаменитых Венских балах. В таковых принимали участие Ален Делон, Софи Лорен, король Саудовской Аравии… Простым смертным на бал не попасть. Так вот, начинаются танцы, как правило, с полонеза. И первой парой, ведущей всех титулованных особ за собой, задающей ритм движения и общий рисунок, ставятся профессиональные танцоры. Об этом никто не знает, у людей царская внешность, но по сути это Жигало и Жигалетта.
Действие развивается по законам хореографической драматургии, в сложной многозначности танцевальных форм, не ограничиваясь иллюстративностью и пантомимой. Кордебалет не стал массовкой, на фоне которой происходят события, а получил свою должную эмоциональную и танцевальную нагрузку, которую и несет на протяжении всей постановки. Интересен образ Возлюбленной (дипломант международного конкурса Наталья Колосова). Романтичная в первом акте, девушка, получив от Судьбы карту с цифрой 6, меняется, что приводит ее к измене своему любимому Жигало с Неизвестным. В дуэте первого акта с Жигало она полна нежности и любви. Во втором акте танец героини наполняется смятением и тревогой, запретными желаниями и ощущением надвигающейся беды. Она встретила другого, здесь есть страсть, но нет любви. В дуэте с Неизвестным ведущая роль отводится не Возлюбленной, а партнеру. Образ Неизвестного, созданный народным артистом России Игорем Стецюр-Мовой, по-настоящему впечатляет. Каждый жест полон смысла явного и скрытого, каждая поза — своеобразный пластический знак, завершенный по красоте и выразительности. В танце Неизвестного звучит не ярость, а скорее опасная игра. В борьбе с Жигало это не разъяренный бык, а сильный, элегантный мужчина, привыкший всегда добиваться своей цели. Дуэт двух мужчин — борьба за сердце Возлюбленной — кульминационная точка спектакля. Контрастные телодвижения следуют одно за другим, заставляя балансировать соперников на грани жизни и смерти…
Новый балет — это всегда поиск, эксперимент. Насколько он удался, зависит от согласованности всех элементов постановки, включая визуальный ряд. Сценографией занимался заслуженный художник России Сергей Болдырев, костюмами — Ольга Колесникова. Специально для «Мистерии Танго» был приобретен красный пластик-линолеум. Оформление сцены помогает выявлению характеров героев, подчинено общей цветовой гамме, позволяющей создать «музыку цвета». Красный, черный, белый — цвета любви и страсти, печали и чистоты, непорочности. Три символических цвета — классический треугольник — Жигало, Возлюбленная, Неизвестный.
Определить жанровые границы «Мистерии Танго» довольно трудно, но то, что спектакль вызывает сильные эмоции и должен иметь успех у зрителей (а это в целом подтвердили премьерные показы), — несомненно.
Антонина ВОЛЬСКАЯ
«Неделя области» № 65 (345) |
|
|
|