Главная страница → Театр → Пресс-служба → Пресса о нас → 2007 → Июнь → 09 Июня → Худрук театра оперы и балета Юрий Кочнев: «Предложить выпускникам консерватории выгодную материальную базу мы не можем»
Худрук театра оперы и балета Юрий Кочнев: «Предложить выпускникам консерватории выгодную материальную базу мы не можем»Театры закрывают очередной сезон. Саратовский академический театр оперы и балета им. Чернышевского — не исключение. Неделю назад он «пережил» 20-ый юбилейный Собиновский фестиваль, который в этом году посетили 12 000 человек; сейчас балетная труппа театра готовит последнюю в этом сезоне премьеру; продолжается реставрация здания; у театра по-прежнему остаются нерешенными многие проблемы. Обо всем этом в интервью нашему агентству рассказал художественный руководитель «оперного» Юрий Кочнев.
Юрий Леонидович, 20-ый Собиновский был каким-то особенным?
— 20 лет — это очень много для фестиваля. И представьте себе, каждый год должно происходить что-то новое. Раньше на гастроли мы приглашали только солистов. В этом году — юбилейном для фестиваля — мы нашли возможность для приглашения двух театров. И это благодаря тому, что фестиваль поддержало областное правительство. Таким образом, зрители познакомились с московским камерным музыкальным театром под управлением Бориса Покровского и его последней работой «Тайный брак» Чимарозы и, что особенно интересно, с совершенно уникальным коллективом — Санкт-Петербуржским академическим театром балета под управлением Бориса Эйфмана. Этот коллектив вообще очень редко гастролирует по России — в основном за рубежом. Спектакль, который они показали — «Чайковский» — в полной мере отражает специфику и стиль этого коллектива с мировым именем.
Бесспорным достижением нашего фестиваля является Конкурс конкурсов вокалистов, в котором участвуют только те певцы, которые уже стали лауреатами различных международных конкурсов. Происходит как бы состязание между конкурсами — солисты значительно повышают уровень конкурса, который они представляют. Отсюда и такое название. Благодаря нашему фестивалю любители оперного пения могут познакомиться с 12-ю новыми для них именами. Число «12» — отработано точно. Примерно из 45-ти-50-ти заявок на участие в Конкурсе конкурсов мы отбираем 12 человек. Именно таким образом формируются 2 тура конкурса — два вечера, где исполняются романсы и народные песни, и оперная классика. Особый характер конкурсу придает еще одно обстоятельство. В состав жюри входят деятели саратовского театра оперы и балета и консерватории, именно поэтому саратовские певцы в Конкурсе не участвуют, что исключает всякую заинтересованность членов жюри поделить между собой и своими учениками награды. Как это, к сожалению, бывает даже на знаменитых конкурсах, таких, например, как конкурс Чайковского.
В этом году находкой фестиваля стала специфическая акция — экстравагантное шоу с сжиганием рояля и авангардная выставка, привезенная Андреем Устиновым. Находка оказалась удачной, какие цели преследовал театр?
— Первоначально эта акция не планировалась. Идея появилась уже накануне открытия. Специфическая, специально созданная Андреем Устиновым для Саратова, акция основана на вещах, которые выводят человека из равновесия. Она привлекла на фестиваль тех людей, которые не являются поклонниками оперного искусства в привычном, классическом, понимании. К такой же цели мы стремились, включив в структуру Собиновского концерт рок-музыканта Вячеслава Бутусова. Когда поклонники его творчества пришли на концерт привычной для себя музыки — они увидели театр, его холлы и узнали, что есть другая музыка — мировая. И может быть они приклеятся к только что открытому для себя миру новой музыки. Я сам был свидетелем, когда в театре происходили чудеса. Я видел, как к серьезной музыке начали приобщаться люди нетворческих профессий, которые тоже работают в театре — слесари, водители. Потому что случайно, побывав один или два раза на оперном спектакле, они и члены их семей перестают слушать то, что транслируется по радио или телевизору — попсу. Поэтому очень важно создать условия, при которых люди пришли бы сами к высокому искусству. В этом и есть большая просветительская роль Собиновского фестиваля — вовлечь в орбиту серьезных музыкальных событий как можно большее количество зрителей — приобщить их к мировой музыкальной культуре.
Среди официальных лиц области есть завсегдатаи фестиваля?
— У нас есть определенное количество высокообразованных интеллектуальных людей, постоянно приобщающихся к культуре. Я бы здесь указал ректора СГСЭУ Владимира Динеса. Это человек энциклопедических знаний в области искусства и оперы, который не пропустил ни одной оперной премьеры не только в России, но и в мире. Нашим спонсорам — крупным деятелям — тоже не чужды шедевры классики.
А соседи с Московской (члены облправительства — ред.) бывают?
— Появляются.
Самый популярный день фестиваля?
— Вызывает особый интерес открытие фестиваля — на открытии обычно бывают редко исполняемые крупные произведения; заключительный концерт. А дальше по степени известности исполнителей. У меня такое ощущение, что в этом году все дни прошли со зрительским аншлагом. Даже такой концерт как «Симфонические шедевры 20-го века» — достаточно сложная для восприятия музыка.
Давайте вернемся к творчеству труппы театра. Будут ли еще в этом сезоне премьеры?
— Как ни странно, но да. В конце июне мы рассчитываем выпустить премьеру — балет «Девушка и Смерть» на музыку саратовского композитора Виктора Ковалева, к сожалению уже умершего. Балет этот уже ставился в театре — лет 20 назад. Готовится новая версия. Это будет последняя премьера этого сезона. А оперная труппа сейчас занимается подготовкой оперы Джузеппе Верди «Бал-Маскарад». Это одно из самых замечательных произведений этого автора очень давно не звучавшее в Саратове. Превосходная музыка, очень интересный материал для яркого спектакля. Премьера намечена на октябрь-ноябрь этого года. Я не могу сказать, что постановка будет или сугубо традиционной, или сугубо авангардной. Мы хотим адекватно представить произведение, чтобы оно было созвучно нашему времени. Режиссер — Андрей Сергеев, который является автором таких спектаклей в нашем театре, как «Русалка», «Тоска» и «Повесть о настоящем человеке».
В чем театр испытывает острую нужду?
— Необходимы музыкальные инструменты. Это очень крупные и дорогостоящие покупки. Один только хороший фагот стоит $18 тыс.
Вопрос с надбавками музыкантам оркестра. Он сейчас в какой стадии решения?
— После того, как этот вопрос был поставлен мною в очень острой форме, его начали решать. Он решается до сих пор. Примерно раз в месяц мы интересуемся, как продвигается его решение, мне отвечают, что «он находится в стадии решения». Он перетекает из кабинета в кабинет, ставится резолюция за резолюцией — вопрос о грантах для развития театрального искусства в Саратове находится в стадии своего решения. Но мы надеемся, что он будет решен положительно, и позволит нам выправить ситуацию по сравнению с другими регионами — Самарой, Екатеринбургом. А пока, как учреждение, работающее в рыночных условиях, предложить выпускникам консерватории более выгодную материальную базу, нежели в вышеназванных мной регионах, мы не можем.
Юрий Леонидович, как движется ремонт основных помещений театра?
— Вид театра на сегодняшний день вызывает довольно мажорные чувства. Полностью в отремонтированном состоянии репетиционные залы. Идет постепенное улучшение состояния всех закулисных помещений. Часть фойе отремонтирована, там заменены фотографии. Параллельно с этим идет укрепление фундамента театра. Это очень серьезная работа — в связи с подземными водами есть тревога за всю коробку здания. Остается довести ремонт внутренних помещений до верхних этажей. Нуждаются в ремонте гримуборные. На очереди — обновление всего зала с сохранением существующего стиля. Надо покрасить заново стены, почистить позолоту.
СаратовБизнесКонсалтинг
|