Главная страница → Театр → Пресс-служба → Пресса о нас → 2007 → Май → 25 Мая → Параллели и перпендикуляры
Параллели и перпендикулярыМузыкальный фестиваль стартовал в нашем городе торжественно и нетрадиционно
Юбилейный «счет» устроители XX Собиновского фестиваля открыли не гармоническими созвучиями, а перевернутыми «прилипшими» к потолку IV яруса стульями, подвешенными там же в целлофане музыкальными инструментами и выходами танцовщиков из глубокой черной пещеры под весьма дисгармоничные звуки.
Генеральным спонсором Собиновского фестиваля уже 10 лет является «БAT Россия», представленная в нашей области ОАО «БАТ-СТФ». Как рассказала Наталья Панфилова, менеджер по корпоративным отношениям компании ОАО «БАТ-СТФ», проекты, направленные на поддержание культурных мероприятий, столь же важны для компании, как и поддержка образования и благотворительная деятельность. Традиционно помимо фестиваля им. Л. Собинова ОАО «БАТ-СТФ» поддерживает областную программу «Родники Саратова», фестиваль «Нева впадает в Волгу», помогает саратовским обществам ветеранов и инвалидов.
Как заявил художественный руководитель фестиваля Юрий Кочнев, представлены все направления в искусстве. Не только параллельные, но даже «перпендикулярные» классике.
Перпендикулярно
Ярким примером является творчество Андрея Устинова — редактора, музыканта, дизайнера, вице-президента Ассоциации музыкальных конкурсов России. Его выставку «Территория музыки» уже увидели Санкт-Петербург и Магадан, Владивосток и Краснодар, Уфа и Магнитогорск. Варианты экспонировались в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве и в финском Кухмо.
— Но для юбилейного Собиновского фестиваля я приготовил совсем новую экспозицию, «чердачную». Занимаюсь инсталляциями всю жизнь и с большим удовольствием, — сообщил нам автор.
Мы тоже с удовольствием наблюдали за застывшими в неожиданных местах и позах, как после ночного полета, духовыми инструментами с тонкими осиными талиями, за еще статными, но более «ширококостными» струнными, за распавшимися на «составные» массивными клавишными. А вот стеклянный ящик с серыми грызунами — вечными спутниками кулис — рядом с замызганной скрипкой мало кого порадовал.
Но все обошлось. Пещера внезапно осветилась, там появились юные танцоры, изящными движениями извлекающие из черного целлофана виолончели и трубы.
Чтоб уж покончить с «перпендикулярными мирами» Собиновского, доскажу о поджоге перед зданием оперного театра. Он предшествовал нашей мировой премьере — «Маргарите» Владимира Кобекина. И перекликался, по-видимому, с раскаянием, самобичеванием и смертью героини легенд о Фаусте. Самобичевание в исполнении солистки театра Надежды Федосеевой особенно удалось. А заодно забивание гвоздей в полуразвалившееся пианино и мерный пронзительный вой из усилителей бичевали особо чувствительных зрителей. «Не могу на это смотреть, у старенького пианино тоже есть душа! — отрезала, уходя, женщина-музыкант. — Зачем его сжигать?!»
Но до конца казнь довести не удалось. Когда вой сделался вовсе невозможным, «Последние страсти» завершились валянием в перьях, обмазыванием инструмента и взметнувшимся факелом огня. Доблестные пожарные тут же его погасили — «с разрешения министра ГО и ЧС области».
Параллельно
При всей непривычности ее музыкального языка «Маргарита» зрелищна и напевна. И она хорошо принимается зрителями молодого поколения. На фестивале ведущие партии исполнил первый состав, вызвав одобрительную реакцию зала.
Еще один альтернативный сюжет фестиваля — приглашение к участию в нем Вячеслава Бутусова с программой «Тихие игры». Игры «Ю-Питера», объехавшего, кроме России, Германию, Францию, Швейцарию и США, были действительно довольно тихие, благородного звучания, в духе настоящего рока. Начав с новых композиций альбома, который только еще увидит свет, Вячеслав постепенно разошелся и «раскочегарил» зрителей своего концерта, в основном состоявших из молодежи и фанатов Бутусова 80-х годов. Песня памяти Сергея Бодрова и «Ударная любовь» окончательно разрушили стену между академическим залом и исполнителями. Зрители качались с зажженными спичками, встречая свистом каждую знакомую старую мелодию.
Посвятив несколько своих музыкальных вещей фестивалю и отметив небывало высокий уровень анонсов его концерта в Саратове, легенда отечественного рока спел под занавес не менее легендарное «Гуд бай, Америка!».
В основном русле
Классическая музыкальная часть фестиваля открывалась по уже сло-
жившейся традиции «ораториально-симфонически». Сочетание на сцене двух хоров и двух оркестров (Губернский театр хоровой музыки Людмилы Лицевой и хор саратовской консерватории, симфонический оркестр театра и оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд») само по себе мощное зрелище. Плюс такие сильные голоса, как сопрано нашей солистки Светланы Кузнецовой и бас самарца Андрея Антонова. Сладкозвучный тенор солиста Большого театра Марата Гали вообще звучал божественно. Он пел партию Христа.
Батальная картина Бетховена не произвела такого цельного впечатления. Возможно потому, что обрывается она довольно неожиданно. Зато соло трубачей, эффектно поднятых на помост, впечатлило всех. «Симфоническим шедеврам XX века» был посвящен отдельный вечер. Они включали произведения широко известного венгра Бартока и гораздо реже исполняемых француза Онеггера, австрийца Веберна, датчанина Нильсена.
Ирина КРАЙНОВА
«Новые времена» № 20 (229)
|