Главная страница → Театр → Пресс-служба → Пресса о нас → 2007 → Май → 24 Мая → Звучит забытая МУЗЫКА БЕТХОВЕНА
Звучит забытая МУЗЫКА БЕТХОВЕНАВот и взял старт юбилейный XX Собиновский музыкальный фестиваль, положивший начало одному из самых ярких музыкальных праздников России. К счастью, проходит он в нашем Саратове, в нашем любимом академическом театре оперы и балета, которым вот уже более трех десятков лет руководит — не побоюсь этого сказать — выдающийся музыкант современности Юрий Кочнев.
Открытие фестиваля состоялось 18 марта и, как всегда, оно было необычным: в концерте прозвучали выдающиеся, но редко исполняемые произведения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена: батальная картина в 5-ти частях «Победа Веллингтона в битве при Виттории» и оратория для солистов, хора и оркестра «Христос на Масличной горе».
Батальная картина (её еще называют симфонической фантазией) выражала всеобщее ликование по поводу разгрома Европой наполеоновской Франции. Это произведение впервые было исполнено на Венском конгрессе стран-победительниц — России, Великобритании, Австрии и Пруссии в сентябре 1814 года и принесло композитору неслыханный успех. Участников конференции поразили яркость, выразительность, высочайший эмоциональный строй музыки, блеск и пышность примененных звуковых средств. Как свидетельствовали очевидцы той грандиозной премьеры, колоссальное впечатление на публику произвели громадные барабаны военных оркестров и специальные машины, имитирующие пушечные выстрелы и ружейные залпы.
На этот раз спецмашин не понадобилось, но имитацию пушечных выстрелов и ружейных залпов исполнитель — симфонический оркестр театра оперы и балета, усиленный концертным оркестром духовых инструментов «Волга-Бэнд» (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России, профессор Анатолий Селянин) — под управлением лауреата Государственной премии России, народного артиста России Ю. Л. Кочнева произвел впечатляюще.
И в целом эта батальная картина прозвучала великолепно: триумф победителей был передан в ней с потрясающей силой и блеском, и исполнители по праву заслужили просто шквал аплодисментов, которые обрушила на них благодарная публика.
С большим успехом была исполнена и оратория великого композитора, в которой были заняты солисты — заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, солист Самарского академического театра оперы и балета Андрей Антонов; заслуженная артистка России, солистка Саратовской филармонии Светлана Кузнецова; лауреат Всероссийского конкурса, солист Государственного академического, Большого театра России Марат Гали; хоровые коллективы — лауреаты международных конкурсов Губернский театр хоровой музыки и хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Людмила Лицова; симфонический оркестр Саратовского театра оперы и балета под управлением Юрия Кочнева.
Оратория «Христос на Масличной горе» написана в 1803 году и была первым из созданных Бетховеном произведений на духовный сюжет. Исследователи творчества композитора установили, что сначала он написал арии и ансамбли и лишь потом добавил превосходные полифонические хоры, приблизив своё произведение к требованиям жанра.
Создание оратории явилось для Бетховена этапом в овладении крупной вокальной формой, поскольку писалась она в период, предшествовавший сочинению оперы «Фиделио». Как утверждают знатоки, оратория при жизни композитора пользовалась большим, повсеместным успехом, но после его смерти была незаслужейнно забыта. И вот теперь она впервые прозвучала в Саратове и, судя по реакции зала, произвела на публику очень сильное впечатление.
Впрочем, чему тут удивляться, если исполняли это произведение блистательные солисты, прекрасные хоровые коллективы, наш замечательный симфонический оркестр театра оперы и балета, а руководил всем этим громадным коллективом волшебник по имени Кочнев.
Альберт АЛОВ
«Коммунист» № 20 (454)
|