Репертуар Саратовского академического театра оперы и балета пополнился новой балетной постановкой. В минувшие выходные, 23 и 24 ноября, на Новой сцене театра состоялись премьерные показы балета «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра. Спектакль получил финансовую поддержку Всероссийского конкурса новых постановок к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, организованного Министерством культуры Российской Федерации и АНО «Русские сезоны».
«Медный всадник» стал настоящим событием в жизни театра. На премьеру балета прибыли потомки композитора — делегация из 11 человек — внучка Ирина Леонидовна, правнуки Олег Юрьевич и Кирилл Игоревич, 6 праправнуков, их мамы, а также эксперты-глиэроведы — режиссер Вера Федорченко и поэт Аполлинария Зуева. В Саратов семья привезла экспонаты из дома Глиэра, которые можно увидеть на выставке «Возвращение «Медного всадника» в пространстве театра до 15 декабря.
На пресс-конференции, посвященной премьере, постановочная группа поделилась своим видением спектакля:
Юрий Кочнев, художественный руководитель, главный дирижер театра оперы и балета о композиторе:
«Рейнгольд Глиэр — один из самых замечательных советских композиторов середины ХХ века наряду с Д.Шостаковичем, С.Прокофьевым, А.Хачатуряном и Н.Мясковским».
Кирилл Симонов, балетмейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств Республики Карелия,
лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»:
«Я поставил несколько спектаклей в Саратове и очень люблю этот театр. И, конечно, поработать с такой балетной партитурой для меня — большое удовольствие. Я не первый раз сталкиваюсь с музыкой Глиэра. В постановке частично сохранена хореография Ростислава Захарова, однако мы хотим заново посмотреть на это произведение, чтобы оно развивалось в новых реалиях и новой культуре, чтобы оно жило...».
Екатерина Злая, художник-постановщик:
«Спектакль решен в пастельно-серых оттенках Петербурга, в романтических и поэтических образах этого города. Мы старались вписать видеопроекцию в свет, сделали ее очень аккуратной, мягкой и поэтичной. Вместе с видеохудожником мы специально ездили в Петербург, чтобы снять кадры Невы, которые используются в проекции. Я безумно рада, что мне удалось прикоснуться к Глиэру, его музыке и такому произведению.
Медет Тургумбаев, дирижер-постановщик:
«При разборе партитуры, я находил много неточностей в плане переписчиков. Это была настоящая реставраторская работа касательно гармонии и штрихов. В музыке Глиэра ощущается симбиоз немецкой и русской культур, который проявляет себя в многотональных соотношениях, интересных сочетаниях. Оркестр работал с удовольствием и справился со всеми техническими сложностями партитуры».
Премьерные спектакли прошли с большим успехом! Зрители аплодировали стоя и кричали «Браво!».
«Постановка очень лиричная, очень талантливая, очень неожиданная! Это — Событие в сценической истории балета «Медный Всадник», — поэт Аполлинария Зуева (Калининград).
«Прошло четыре часа после просмотра премьеры «Медного всадника» и до сих пор впечатление зашкаливает!!! Спектакль очень красивый и трогательный финал. Спасибо режиссёру Симонову К. и артистам балета!!!
Всегда в постановке что-то нравится, а что-то нет. Смотришь и думаешь: «А я бы лучше... А я бы тут...». И вот идем мы с подругой с «Медного всадника», и я ей говорю: «Мне понравилось абсолютно все». А она мне в ответ: «И мне тоже», — Ольга Устинова.
«Вы создали абсолютно уникальную, вневременную и потрясающе красивую историю. Цветовое решение костюмов, их сочетание с декорациями и светом, сами декорации и видеоряд... Я могу только захлебываться от восторга и жалеть, что нельзя стереть себе память и сходить на „Медного всадника“ ещё раз в первый раз», — Мария Печникова.
Следующий показ спектакля состоится 14 декабря.
Совсем скоро будет опубликован фоторепортаж с премьерных спектаклей.