|
Сергей Прокофьев
«Ромео и Джульетта»
Балет в 2-х действиях
Либретто Сергея Прокофьева, Адриана Пиотровского, Леонида Лавровского
и Сергея Радлова по одноименной трагедии Уильяма Шекспира.
Хореография Л.М. Лавровского в редакции М.Л. Лавровского
Премьера состоялась 10 сентября 2003 г.
Балетмейстер-постановщик — лауреат Ленинской премии СССР,
народный артист СССР Михаил Лавровский
Дирижер-постановщик — лауреат Государственной премии РФ,
народный артист России Юрий Кочнев
Художник-постановщик — лауреат Национальной Театральной премии «Золотая Маска» Степан Зограбян
Художник по костюмам — лауреат Национальной Театральной премии «Золотая Маска» Ольга Резниченко
Художник по свету — Екатерина Чернощекова
Репетиторы по балету — заслуженная артистка России Наталья Колосова,
заслуженная артистка России Юлия Танюхина
Концертмейстер — Роман Таякин
Сергей Прокофьев. «Ромео и Джульетта» Op.64 (1935/36, ред. 1940 г.).
Балет Сергея Прокофьева, Адриана Пиотровского, Леонида Лавровского и Сергея Радлова. Оригинальная хореография Л.М. Лавровского в редакции М.Л. Лавровского
История знаменитого балета началась в конце 1934 года, когда Сергей Прокофьев приехал в Ленинград договариваться с Кировским (ныне Мариинским) театром о совместной постановке. Конкретного замысла еще не было. Сюжет подсказал литературовед и переводчик, директор «Ленфильма» Адриан Пиотровский. Прокофьев, Пиотровский, Леонид Лавровский и режиссер Сергей Радлов стали авторами либретто, рождавшегося в творческих спорах, но в результате сделанного профессионально и талантливо на долгое будущее. Премьера в Кировском театре состоялась в 1940 году. Большой театр показал свою премьеру шесть лет спустя. После триумфальных лондонских гастролей 1956 года в спектакль влюбился мир. «Ромео и Джульетта» вошел в историю как настоящий шекспировский балет — один из лучших балетов ХХ века.
А судьба соавторов спектакля — расстрелянного в 1937 году Пиотровского и отсидевшего более восьми лет Радлова — сложилась трагически. В премьерной афише Большого театра в 1946 году их имен не было. Они на десятилетия исчезли из программок, и практически неизвестны нескольким поколениям зрителей. Для установления истины серьезное документальное исследование работы над балетом предпринял Евгений Новиков. Появление в информационных материалах ведущих театров России и мира всех четырех авторов либретто «Ромео и Джульетты» стало важным событием, фиксирующим историческую правду.
Знаменитая история о кровной вражде двух семейств, о любви и смерти двух влюбленных в интерпретации Прокофьева и его соавторов дается в сочетании с «сильной, поистине зримой музыкой, столь созвучной Шекспиру; музыкой, содержащей ясные, яркие характеристики» (Галина Уланова).
Хореографический рисунок балета раскрывает сильнейшие драматические коллизии шекспировского сюжета. В захватывающей смене увлекательных уличных плясок и трепетных любовных сцен, в чередовании экспрессивной эмоциональности и проникновенной лирики, — воплощена сама жизнь во всем богатстве ее движений, столкновений и страстей.
В Саратове балет «Ромео и Джульетта» был поставлен в 2003 году к 75-летию создания в театре профессиональной балетной труппы. Балетмейстером спектакля стал сын Леонида Лавровского, выдающийся российский танцовщик и хореограф, лауреат Государственных премий СССР, народный артист СССР Михаил Леонидович Лавровский.
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля 1 час 40 мин.
Краткое содержание
Действие первое
Эпиграф. На сцене две враждующие семьи Монтекки и Капулетти. Слева выходит Джульетта, справа — Ромео.
Ромео один. Появляются беззаботные друзья — Меркуцио и Бенволио, которые уговаривают его пойти на бал во дворец Капулетти. Ромео соглашается, но для того чтобы их не узнали, друзья надевают маски.
Во дворце Капулетти бал в честь помолвки юной Джульетты с графом Парисом. Джульетта шалит и весело поддразнивает свою кормилицу. Гости просят Джульетту танцевать. Вошедший в зал Ромео очарован красотой девушки. Маска падает с лица Ромео. Джульетта поражена красотой и благородством юноши. Ромео признается в любви Джульетте, она отвечает ему взаимностью.
Надменный и злобный Тибальт, племянник Капулетти, подозревает, что на бал пришли Монтекки. Он пытается завязать драку, но отец Джульетты останавливает его.
Ночью, после бала, Ромео проникает в сад Капулетти. Джульетта и Ромео клянутся друг другу в любви.
Келья отца Лоренцо. Сюда приходит взволнованный Ромео, и, рассказав о своей любви к Джульетте, просит обвенчать их. Появляется Джульетта, которая не может вынести даже краткой разлуки с любимым. Отец Лоренцо, считая, что этот брак примирит враждующие семьи, соединяет их союз.
На площади Вероны шумит и сверкает карнавал. Народ танцует тарантеллу. Затейник Меркуцио всех смешит. Тибальт затевает с ним ссору. Ромео пытается помешать дуэли, но Тибальт убивает Меркуцио. Потрясенный смертью друга, Ромео убивает Тибальда. Из дома выбегает леди Капулетти. Она взывает к мести. По площади проходит траурное шествие.
Действие второе
Близится рассвет. Ромео в спальне Джульетты. Влюбленные прощаются, ведь Ромео предстоит отправиться в изгнание.
Наступает утро. Родители Джульетты сообщают ей о дне свадьбы с Парисом. Джульетта умоляет мать и отца не выдавать ее замуж за нелюбимого. Разгневанные родители уходят. Джульетта в отчаянии, она бежит за советом к Лоренцо. Тот дает ей снадобье, выпив которое она погрузится в глубокий сон. Только Ромео будет знать правду. Он вернется за ней и увезет тайком из открытого склепа. Джульетта принимает план Лоренцо. Она соглашается на брак с Парисом, но, оставшись одна, выпивает снотворное.Не знающий правду Бенволио сообщает Ромео о гибели Джульетты. Убитый горем Ромео спешит в Верону. Он находит Джульетту в семейном склепе, простившись с любимой, он выпивает яд.
Очнувшись от забытья, Джульетта видит Ромео без признаков жизни. В отчаянии она берет его кинжал и закалывает себя.
Появляются отцы Монтекки и Капулетти. У могилы влюбленных они клянутся прекратить вражду.
Души Ромео и Джульетты возносятся в Вечность.
|
|