|
Главная страница → Афиша → Репертуар → Балет → «Бахчисарайский фонтан» 12+
«Бахчисарайский фонтан» 12+
 |
 |
 |
|
 |
Борис Асафьев
Балет в 2-х действиях Премьера состоялась 18 марта 2022 года
Либретто Николая Волкова по поэме Александра Сергеевича Пушкина
Хореография Артура Пантыкина
Руководитель возобновления спектакля — народный артист России
Игорь Стецюр-Мова
Репетиторы по балету — заслуженная артистка России Вера Шарипова,
Галина Егорова
Дирижер-постановщик — Медет Тургумбаев
Художник-постановщик — заслуженный художник России Сергей Болдырев
Художник по костюмам — Ольга Колесникова
Художник по свету — Екатерина Чернощекова
Концертмейстер — Руслан Таякин
Сюжетная основа балета «Бахчисарайский фонтан» – одноименная поэма
А. С. Пушкина. Во время южной ссылки поэт посетил Бахчисарайский дворец крымских ханов. Там он видел знаменитый «Фонтан слез», воздвигнутый, по преданию, ханом Кырым-Гиреем в память об умершей любимой наложнице Диляре. Сам фонтан особого впечатления на поэта не произвел, но легенда тронула его сердце и сподвигла на создание поэмы.
Драматург Николай Волков, композитор Борис Асафьев и балетмейстер Ростислав Захаров создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – теперь танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр - драматический балет.
В 1936 году «Бахчисарайский фонтан» впервые появился в репертуаре Саратовского театра в постановке балетмейстера Сергея Кеворкова. Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» основана на хореографии Артура Пантыкина, созданной к премьере 1979 года. Бережно сохраняя традиции, балетмейстер внес необходимое современное звучание и новые хореографические элементы в свой спектакль. В музыкально-пластическом рисунке возникают пленительные романтические образы – благородная, гордая Мария, деспотичный хан Гирей, страстная, трагичная в своей отверженной любви Зарема.
«Бахчисарайский фонтан» — лирический балет-поэма. Отсюда и особое внимание к жесту, как к сказанному слову. Танцы строятся как монологи и диалоги, герои балета словно «произносят» полные чувств и драматизма пластические «четверостишия». Легенда о безответной любви хана Гирея к пленной полячке Марии превращается в хореографическую драму, в которой восток и запад, любовь и страсть столкнулись в единстве и борьбе противоположностей.
Возрастное ограничение: 12+ Продолжительность 1 час 50 минут

|
 |
 |
Краткое содержание
Пролог
Уединенный покой в Бахчисарайском дворце. Перед фонтаном, воздвигнутым в память «горестной Марии», склонился хан Гирей.
Действие первое
В старинном замке празднуется день рождения Марии, дочери знатного польского феодала. Княжна Мария, оставив гостей, встречается со своим женихом Вацлавом. Они счастливы.
Никем не замеченные в замок пробираются татарские лазутчики из вражеских отрядов хана Гирея.
Тем временем праздник идет своим чередом. Под звуки торжественного полонеза проходят гости. Внезапно веселье прерывает появление раненого начальника стражи, который сообщает о набеге татар. Отец Марии призывает мужчин к оружию.
Горит подожженный татарами замок, в смертельной схватке гибнут его защитники. Мария и Вацлав пытаются убежать, но им преграждает путь предводитель набега – хан Гирей.
Вацлав бросается навстречу Гирею, но тут же падает, сраженный его кинжалом. Хан срывает с Марии шарф и застывает, восхищенный ее красотой.
Действие второе
Картина первая. Гарем во дворце Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц – любимая жена Гирея Зарема.
Звучат боевые трубы. Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят плененную Марию.
В задумчивости Гирей входит в гарем. Напрасно Зарема и наложницы пытаются развлечь хана – он не замечает их и уходит. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Картина вторая. Опочивальня Марии. Здесь, охраняемая прислужницей, томится прекрасная пленница.
Покой Марии нарушает приход Гирея. Он молит девушку принять его любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и отвращение к Гирею, убившему ее любимого и родных. Польская красавица отвергает хана. Сила духа и гордость девушки заставляют Гирея отступить.
Ночью в опочивальню Марии проникает Зарема. Она требует от княжны, чтобы та вернула ей любовь хана. Страстная речь жены непонятна Марии и пугает ее. Заметив тюбетейку, забытую Гиреем, Зарема в порыве ревности бросается на Марию с кинжалом и убивает ее. Вбежавший Гирей охвачен ужасом.
Картина третья. Дворец хана. Все склонились перед Гиреем в молчаливом раболепии. Ничто не радует и не волнует господина.
Зарему ведут на казнь. Ее мольба и страстная любовь не могут пробудить прежние чувства Гирея – образ Марии живет в его душе. Зарему бросают в пропасть.
Горе переполняет Гирея, он взрывается неистовым, полным отчаяния танцем. Военачальник Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум. Но и воинственные пляски не приносят забвения. Властным жестом Гирей отсылает приближенных.
Эпилог
Снова Гирей у «Фонтана слез». Вереницей проходят воспоминания, воскрешая прекрасные образы Марии и Заремы.
|
 |
 |
|
|
|
|