EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Афиша Репертуар Новой сцены (пр. 50 лет Октября, 110а) Опера «Тоска» 16+

«Тоска» 16+

Джакомо Пуччини
Опера в 3-х действиях
Премьера состоялась 29 апреля 2004 года.

Либретто Дж. Джакозы и Л. Иллики по мелодраме В. Сарду «Флория Тоска»

Исполняется на итальянском языке с синхронным переводом

Дирижер-постановщик — лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев

Режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам — Андрей Сергеев

Хормейстеры — Анна Вильперт, Михаил Толчин

Художник по свету – Екатерина Чернощекова

Концертмейстеры – дипломант международного конкурса Ольга Султанова, Елена Пименова, Александр Ларионычев

Опера написана по мотивам драмы Викторьена Сарду «Флория Тоска», созданной в 1887 г. специально для знаменитой актрисы Сары Бернар. Динамичный, драматический сюжет и гениальная музыка Пуччини обеспечили «Тоске» долгую театральную жизнь. В центре оперы — трагическая история любви певицы Флории Тоски и художника Марио Каварадосси, которая проходит на фоне реального исторического эпизода борьбы за национальное освобождение Италии в 1800 г. Глубокий драматизм сюжета композитор талантливо передал в выразительной музыке, в которой сочетаются яркая театральность, экспрессия, красота вокальных мелодий и оркестрового сопровождения.

Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие происходит в Риме в 1800 году после свержения
Римской Демократической Республики
и реакционного восстановления светской власти Ватикана.


Действие первое

Бежавший из тюремного замка Сант-Анжело Чезаре Анжелотти прячется в церкви Сант-Андреа-делла-Валле. У подножия статуи Святой Мадонны в чаше со святой водой он находит ключ от фамильной капеллы Аттаванти, оставленный его сестрой — маркизой Аттаванти, и поспешно прячется в капелле.

Светает. В церкви появляется Ризничий. Он недоволен беспорядком в храме, производимым художником Марио Каварадосси, который работает над образом Марии Магдалины.

Бьет колокол. Входит Каварадосси. Приступая к работе, он снимает завесу с холста.

Ризничий в ужасе — в виде Марии Магдалины художник изобразил прекрасную незнакомку, которая накануне молилась у чаши. Но Каварадосси не замечает ворчания Ризничего. Вдохновленный обликом голубоглазой незнакомки, он поэтично сравнивает ее с идеалом античной красоты — своей возлюбленной черноглазой Флорией Тоской.

Ризничий возмущен святотатственными речами художника. Оставив ему корзину с провизией, он поспешно уходит.

Думая, что в церкви больше никого нет, Анжелотти выходит из капеллы. Пораженный Каварадосси с трудом узнает в измученном узнике бывшего консула Римской Республики и спешит помочь ему, но внезапно раздается голос Тоски. Каварадосси обещает Анжелотти скоро отделаться от ревнивой возлюбленной и, отдав ему корзину с провизией, вновь прячет беглеца в капелле.

Вбегает Тоска. Она слышала шум и подозревает, что Каварадосси прячет женщину.

Убедившись, что Марио один, просит встретить ее после вечернего спектакля, и они смогут вновь провести ночь на загородной вилле Каварадосси. Художник растерян: он должен помочь Анжелотти, но не в силах сопротивляться своей любви. Обещая Тоске свидание вечером, он пытается выпроводить ее, но ревнивая певица узнает на картине изображение маркизы Аттаванти. Тоска в ярости. Вот та женщина, которую прятал Марио! С новой страстью Каварадосси уверяет Тоску в искренности своей любви и в порыве нежности обещает выполнить ее каприз — переделать голубые глаза Марии Магдалины на ее — черные. Взяв с Марио клятву, что в церкви не появится ни одна женщина, успокоенная Тоска уходит.

Выходит Анжелотти. Он находит приготовленные для него женское платье и веер и рассказывает Каварадосси, что побег из тюремного замка ему организовала его сестра — маркиза Аттаванти. Каварадосси потрясен: так вот почему прекрасная блондинка так долго молилась в храме!

Внезапно раздается пушечный выстрел. Побег Анжелотти раскрыт, оставаться в церкви опасно. Спасая бывшего консула, Каварадосси предлагает спрятать его на своей вилле.

Убегая, они случайно оставляют улику — веер.

В церковь вбегает Ризничий. Он созывает певчих и сообщает им радостное известие — войска Наполеона Бонапарта, шедшие на помощь римским республиканцам разбиты, во всех церквях города начинаются торжественные службы. Требую двойной оплаты, певчие галдят и веселятся, но неожиданно шум прекращается...Входит Барон Скарпиа.

Начальник папской тайной полиции Барон Скарпиа напал на след бежавшего Анжелотти.

Он приказывает немедленно начинать торжественную службу и, допрашивая Ризничего, находит пустую корзину и веер. У проницательного Скарпиа нет сомнений — Каварадосси помог бежать опасному политическому преступнику.

Тоска спешит сообщить Каварадосси, что вечером вместо спектакля приглашена петь торжественную кантату перед королевой, но не находит своего возлюбленного. Коварный Скарпиа, в тайне питающий страсть к знаменитой певице, предлагает Тоске свое благословение и умело разжигает в ней ревность, показывая оставленную беглецами улику — веер с монограммой маркизы Аттаванти. Тоска в ярости. Поклявшись отомстить ненавистной сопернице, она бросается вслед за Каварадосси — на загородную виллу.

Скарпиа в восторге. Он приказывает своему сыщику Сполетте следить за Тоской и арестовать бежавших преступников.

Начинается праздничная служба. В религиозном экстазе Скарпиа изливает свою страсть — порочную любовь к Тоске. Под звуки торжественного гимна «Te Deum» сластолюбец клянется казнить Каварадосси и овладеть неприступной певицей.

Действие второе

Помещение королевского палаццо Форнезе, переделанное под управление тайной полиции Папы. Поздний вечер.

Барон Скарпиа с нетерпением ожидает своего сыщика Сполетту. Он уверен — беглецы будут арестованы и отправлены на виселицу уже к рассвету. Из королевских покоев доносятся звуки сначала гавота, затем праздничной кантаты с участием Флории Тоски.

Скарпиа приказывает своему жандарму Шароне передать певице записку с просьбой зайти к нему после исполнения кантаты.

Прибегает Сполетта. Он сообщает, что при обыске виллы Анжелотти не обнаружен, Каварадосси же арестован. Вводят Каварадосси. Протестуя против произвола полиции и зло высмеивая сыщиков Скарпиа, художник упорно отрицает свою причастность к побегу Анжелотти. Скарпиа приказывает подвергнуть Каварадосси пытке.

Приходит Тоска. Она спокойна. Ревнивые подозрения не оправдались: Марио открыл ей тайну побега консула. Скарпиа настойчиво требует, чтобы Тоска призналась, где спрятан Анжелотти, иначе Каварадосси погибнет на пытке. Тоска в ужасе. Она поражена циничной жестокости Скарпиа. Крики любимого, доносящиеся из камеры пыток, доводят женщину до отчаяния. Не выдержав, она открывает правду — Анжелотти спрятан в колодце, в саду виллы Каварадосси. Скарпиа удовлетворен. Он разрешает вынести обессиленного Марио из камеры пыток и, издеваясь, приказывает Сполетте немедленно обыскать колодец в саду.

Однако, торжество Скарпиа не долго. Вбежавший Шароне докладывает, что войска Наполеона Бонапарта одержали победу и приближаются к городу. Отчаяние Каварадосси сменяется яростным ликованием: коварному Барону не уйти от справедливого возмездия!

В порыве гнева Скарпиа приказывает отправить Каварадосси на виселицу.

Убитая горем Тоска прибегает к последнему — она пытается подкупить Скарпиа. Но предложение денег лишь смешит Барона. Только любовь неприступной красавицы способна оттянуть казнь Каварадосси. Тоска вне себя от оскорбления, гнев и негодование сменяются слезами и мольбой о пощаде. Но сластолюбивый Скарпиа непреклонен. Даже жалоба королеве не поможет — высочайшее помилование настигнет лишь холодный труп Марио. Измученная угрозами и унизительным шантажом женщина обращается к Богу.

Вся ее жизнь была наполнена чистой верой и любовью к искусству, за что ей ниспосланы столь невыносимые страдания?..

Пришедший Сполетта докладывает, что Анжелотти при аресте застрелился. Но жестокость Скарпиа безгранична: пусть даже мертвым он должен быть повешен. Кроме того, все готово к казни Каварадосси. Последнее слово за Тоской.

Преодолевая отвращение, обессиленная страданием Тоска соглашается на позорное условие Скарпиа и требует свободы для Марио. Но Скарпиа не может открыто миловать государственных преступников. При Тоске он приказывает Сполетте заменить повешение на расстрел и расстрелять Каварадосси холостыми патронами, однако оговаривается: «как графа Пальмери...». Сполетта в недоумении — граф был расстрелян, но разгадав коварный замысел Барона поспешно уходит.

Не подозревая обмана, Тоска требует от Скарпиа пропуск, чтобы после мнимой казни вместе с Марио покинуть Рим навсегда. Настает минута расплаты. Сжимая пропуск в руке, торжествующий Скарпиа приближается к Тоске и ...падает замертво от удара ножа. «Вот он — поцелуй Тоски!» — почти в беспамятстве кричит Тоска и вырвав из руки мертвого Скарпиа пропуск, покидает палаццо Форнезе.

Действие третье

Площадка башни тюремного замка Сант-Анжело. Снизу доносится одинокая песня пастушка, прогоняющего свое стадо под стенами острога. Слышатся первые удары колокола, им отвечают просыпающиеся римские церкви. Ночь отступает.

Вводят Каварадосси. Он просит Тюремщика в обмен на кольцо позволить ему выполнить последнюю волю — написать Тоске. Но воспоминания о любимой наполняют Марио томительными переживаниями — полный счастливой любви и страстной жаждой жизни он должен умереть.

Брезжит рассвет. Неожиданно на площадке появляется Тоска. Возбужденная и счастливая протягивает она Марио драгоценный пропуск: вместе они могут покинуть Рим.

Каварадосси не верит в милосердие Скарпиа. Но Скарпиа мертв. Своими руками совершила она кровавое убийство.

Каварадосси потрясен. С нежностью и восхищением целует он руки Тоски, созданные для добра и любви, и теперь — обагренные кровью ненавистного тирана.

Тоска рассказывает Марио о плане мнимого расстрела. Залп будет холостой, ему нужно только красиво упасть, как это не раз делала она — на сцене. Марио заворожен артистичными речами Тоски. Предчувствие скорого окончания страдания наполняет влюбленных торжествующим ликованием.

Всходит солнце. Мучительно медленно идут приготовления к казни. Наконец раздается залп. Каварадосси падает. Тоска в восторге. Переждав уход солдат, она бросается к Марио, и понимает, что он мертв. Снизу доносится шум. Убийство Скарпиа обнаружено, на башню врываются жандармы — Тоска дорого заплатит за свое преступление. «О, Скарпиа, нам Бог судья!» — восклицает Тоска и, взбежав на парапет, бросается с башни.

 

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта