Музыка Александра Глазунова
Пьеса Великого Князя Константина Романова
Премьера состоялась в 2014 году.
Сценическая композиция и постановка — А. Сергеев
Дирижер-постановщик — лауреат Государственной премии России, народный артист России Ю. Кочнев
Художник-постановщик — заслуженный художник России С. Болдырев
Балетмейстер — лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска», заслуженный деятель искусств Республики Карелия К. Симонов
Хормейстер — А. Вильперт
Символично, что работу над своим произведением Великий князь Константин Константинович Романов (двоюродный дядя Николая II) окончил в Светлую неделю, 6 апреля 1912 года. На страницах пьесы разворачиваются события последних дней земной жизни Спасителя: торжественный вход Иисуса в Иерусалим, молитва его учеников и требование толпы казнить Царя Иудейского, суд Пилата и крестный путь на Голгофу, распятие и смерть Христа, Великая Суббота и чудо Светлого Воскресения.
По цензурным соображениям, в пьесе нет действующих лиц, изображающих Иисуса, апостолов и Богоматери, евангельские события показаны через их переживания разными персонажами — историческими и вымышленными. Роль Христа, по замыслу автора, была отведена музыке, которая впервые в истории светской русской музыкальной культуры запечатлела образ Сына Божиего. Музыкальные номера, призванные сопровождать сценическое воплощение драмы, принадлежат Александру Глазунову. Композиция состоит из 11 частей, 4 из которых — хоровые. Кульминацией являются развернутые симфонические разделы — «Суд над Христом» и «Шествие на Голгофу». И хотя в партитуре «Царя Иудейского» нет прямых цитат из православных церковных песнопений, в целом она отражает глубокое личное религиозное переживание, для которого Глазунов одним из первых в русской музыке нашел убедительную художественную форму.
|